Flash Mob Новоуральск  
  главная :: форум ::  все акции :: регистрация
 

Искусство ведения войны в городских условиях

Так называемый public art – явление, крайне распространенное сейчас в Европе и, вообще, на Западе. В России public art и его многочисленные подвиды, к сожалению, до сих пор редкость, как в центральных районах мегаполисов, так и в более индустриальных окраинных районах, городах-сателлитах – то, что называется "сабурбии". "Привозные" проекты западных художников специально адаптированные для России или, конкретно, для Москвы – проходят незамеченными. Вторжения московских художников в региональные центры ввергают неискушенную публику в шок и трепет.

Искусство, вышедшее на улицы, можно расценивать как реакцию на элитарное современное искусство, запертое в галерейных стенах. Появление этого феномена было, возможно, частично инспирировано теорией и практикой Ситуационистского Интернационала, созданного в 1957 году во Франции представителями наиболее радикальных художественных групп (по частоте упоминаний на сайтах посвященных street art, public art СИ бьет все рекорды). На протяжении последующих лет (СИ был распущен в 1972 году) ситуационисты разработали достаточно оригинальную и всеобъемлющую критику современного общества ("общества спектакля"). Несмотря на то, что в СИ никогда не состояло более нескольких десятков человек, ситуационисты сыграли достаточно заметную роль в событиях 1968 года во Франции и ряде других стран. Идеи ситуационистов относительно искусства, революции, повседневной жизни продолжают оказывать заметное влияние на современную радикальную мысль и практику.

Программа ситуационистов включала в себя ряд принципов, декларирующих универсальную жизненную установку, некоторые из них:

"сконструированная ситуация" - конкретно и произвольно сконструированный посредством коллективной организации целостности окружения и игры событий момент жизни;

"психогеография" - исследование точного воздействия, преднамеренного или нет, географической среды, непосредственно воздействующей на аффективное поведение индивидов;

"целостностный урбанизм": теория комплексного использования искусства и техник интегрального конструирования среды в динамическом соотнесении с поведенческими экспериментами.

(Дефиниции взяты из книги Ги Дебора "Общество спектакля", Логос, М., 2000, - самопровозглашенного лидера Ситуационистского Интернационала. Также в "Художественном журнале" №24 публиковались переводы двух небольших текстов по психогеографии: Щеглов И. "Катехизис нового урбанизма" и Дебор Ги "Введение в критику городской географии". Адреса крупнейших интернет-ресурсов посвященных СИ даны в конце публикации.)

Феномен искусства, осуществленного на улицах (что здесь принципиально), предлагается рассмотреть на примерах, представляющихся наиболее интересными.

Проект Space Invaders – замкнутый, в большей степени "авторский". На улицах городов в самых разных местах появляются изображения "инопланетного пришельца", графически напоминающего героя компьютерных игр времен "больших пикселей". Желающим поучаствовать в игре предлагается купить стикеры на сайте проекта, и "свободно" расселять "пришельцев" где угодно (поощрением являются очки за распространение). Также составляются реальные карты "захваченных" городов с обозначенными местами расположения "пришельцев".

Проект the Art of Urban Warfare ("Искусство ведения войны в городских условиях") - начат около года назад - своеобразная "игра", отданная в "открытый доступ", и ставшая популярной за счет отсутствия авторства как такового, неограниченного числа участников и предельно простых правил.

Искусство ведения войны в городских условиях
основные принципы в произвольном порядке

"Искусство ведения войны в городских условиях" – это игра, которая ведется на улицах городов.
"Искусство ведения войны в городских условиях" – это игра, которая осуществляется путем нанесения силуэтов на стены, используя спрей и трафарет.
Используемые трафареты имеют форму участвующих в боевых действиях солдатиков.
Размер трафаретов может быть разным, но из соображений синхронизации действий предпочтителен размер листа А4.
Никаких ограничений в размещении. Солдатиков можно расставлять в любом месте.
Основной принцип размещения – получить максимальный результат при минимуме усилий.
Лучше поместить одного солдатика на видном месте, чем двадцать в незаметном.

В каждом городе есть "официальные игроки" (оплаченные муниципалитетом), которые ликвидируют солдатиков всех сторон, размещенных в слишком открытых местах. И именно умение правильно расположить солдатиков: на видном месте и, одновременно, замаскировать их – делают игру более увлекательной и интригующей, чем это может показаться на первый взгляд.

Маневры заключаются в следующем: солдатик размещается на видном месте, и затем он непременно будет закрашен "официальными игроками"; тогда следующим шагом будет расположить солдатика недалеко от места предыдущей дислокации.
Визуальная составляющая игры заимствована из существующей мировой истории войн.
Солдатики, используемые в игре, могут быть вырезаны из оригинального изображения (фотографии, иллюстрации, репродукций классической живописи и т.д.).
Нет различий в достоинстве солдатика: ни по размеру, ни по форме. Автоматчик из 21-го века, лучник 14-го века или народный ополченец с мечом – их боеспособность уравнивается, солдатики оцениваются одинаково. Однако при ведении игры не следует использовать солдатиков, сделанных по собственным эскизам.
Цель игры в том, чтобы оккупировать улицы военными, используемыми армиями как камуфляж, цветами (зеленый, коричневый или синий) и за счет этого сделать игру видимой остальным.
Солдатики, используемые в игре, должны стоять на ногах и иметь только ручное оружие.
В игре не следует использовать самолеты, танки, лошадей, ракеты или любое оружие, которое солдат не может переносить с собой. Использование изображений тяжелой военной техники приведет к нежелательному дисбалансу установленной иерархии между участниками игры.


Все солдатики должны иметь овальное основание (так выглядят игрушечные солдатики), "подставку". Это обеспечивает упорядоченность изображений и создает впечатление безобидных игрушек.

Правильное расположение солдатика – это ключевой элемент игры.
Цель игры в том, чтобы сделать игру видимой для прохожего.
Существует три основных участвующих в игре команды, различаемые по цвету: зеленая, коричневая и синяя.
Силуэт должен быть сделан одним цветом в соответствии с цветом выбранной команды.
Униформированный, обеспеченный тремя цветами и упорядоченный вид солдатиков, распространяемых разными игроками в разных городах, объединяет города как части одного глобального игрового поля.
В игре следует избегать импровизированных авторских пометок и цветов.
Каждый участник игры сам выбирает команду и, соответственно, цвет солдатика (зеленый, коричневый или синий).
Каждый солдатик наносится одним выбранным цветом. Использование одной и той же краски упрощает игру.
Участники одновременно играют как друг с другом, так и друг против друга.
Чтобы захватить город игрок может сделать одного или более солдатиков.
Количество участников игры не ограничено.
Попытайтесь привлечь в игру других людей.
Члены команды рассказывают новичкам о правилах игры.
Чем больше игроков, тем заметнее на улицах факт существование игры.
Приветствуются большие команды (подразделения) игроков.
В начале игры понадобится упорство, чтобы сделать игру видимой, заметной на улицах города.
Пусть это не останавливает вас.
Можно воевать коалициями, объединившись против другой команды (коричневый и синий против зеленого, например).
Война состоит в захвате территорий, путем заполнения чужих территорий своими солдатиками.
Битвы – это небольшие столкновения между разными сторонами, ведущиеся на ограниченных поверхностях (две армии встречаются на маленькой стене или двери здания).
Армия может состоять из независимых команд (подразделений), действующих в разных городах разных стран.

Искусство ведения войны в городских условиях" – эта игра не знает авторского права и никому не принадлежит.
Игра способствует движениям уличных интервентов, ведомых именем искусства. Во имя искусства.

Не отчаивайтесь.
Победа близко!
Улицы принадлежат нам.

Интервью с одним из участников проекта "Искусство ведения войны в городских условиях" (the Art of Urban Warfare) состоявшееся по e-mail.

"Искусство ведения войны в городских условиях" твой единственный "коллективный" проект?
Это один из самых больших "коллективных" проектов на данный момент и самый "анонимный" – лишенный всех признаков авторства того или иного участника, тем более меня. О нем трудно говорить как о "коллективном". Это "ничей" проект.
В самом начале мне пришлось организовать несколько "стикер-кампаний", прогулок и поездок в другие города, где я и мои попутчики "бомбили" публичные места изображениями солдатиков наших команд, цветов.
"Коллектив", "группа", "сообщество"... Какой "коллектив" или группа занимаются этим проектом? Я не знаю и не могу перечислить или назвать участников.
Может быть вы уже участники "войны"? Может быть, у вас уже есть "синяя" команда?
Ничего об этом не знаю.
Кто-то узнает о "войне" через сайт, но многие начинают играть, просто узнав о проекте от друзей. Я общался где-то с 250-ю людьми, участвующими в проекте, соответственно, игроков, по меньшей мере, в два раза больше, плюс, какие-то города, о которых я вообще ничего не знаю.

Как долго ты "воюешь"?
"Война" началась более года назад и распространяется по миру с огромной скоростью. Люди играют сейчас по всей Европе, и от Мексики до Австралии. Швецияанглияфранциянидерландыгерманиячехияиталия и т.д.

Имеет ли этот проект политический смысл?
По поводу политики я могу сказать одно: "бои" начались в тот момент, когда мир охватила паранойя, связанная с терроризмом: Америка и Англия начинали военные кампании в Афганистане и Ираке. Я не назову его откровенно политическим. Это не антивоенный проект, мне кажется, что любой человек с нормально функционирующим мозгом против любых войн. Он больше затрагивает тему сопротивления государству на уровне свободного использования уличных, публичных пространств.
В добавление скажу, что "война" имеет и художественный смысл, так как я художник, и когда-то начинал с граффити, занимался разного рода "пабликспэйс-арт-измами" (publicspace-art-isms). Все же это произведение искусства и оно должно быть достаточно "открыто" для всех, чтобы играть, соучаствовать и играть с его значениями.
Такая затея может полноценно сработать только на улице.
Проект независимо "живет" на улице, но в галереях я стараюсь делать вещи, которые показали бы всю энергию и угар работы на улице. И указать на различия этих двух, раздельно существующих миров, которые я пытаюсь объединить. Я ищу какую-то "золотую середину" между этими двумя полями.
То, что выставляют в галереях так называемые "стрит-артисты", выглядит наивно и плоско. Совсем немногим художникам "с улицы" удается сделать что-то интересное.

Как можно назвать то, чем ты занимаешься?
Трудно говорить о терминах. В принципе я предпочитаю не "вешать ярлыков", но на практике это может называться – "urban intervention art".
Вообще многое зависит от того, с кем я разговариваю. Говоря о своих работах с "уличными" парнями, я не могу ссылаться на историю искусства, современное "галерейное" искусство. Это то чего нет в их деятельности, многие художники, работающие на улице вне контекста современного искусства, тем более истории искусства. Разговаривая с куратором или галеристом, я не упоминаю какие-то, неизвестные ему, реалии из "уличной" практики.
Я хотел бы сформулировать нечто общее для этих разных областей, контекстов. Обнаружить какие-то связи между ними.
Но, в принципе, все знают о граффити, поэтому "graffiti-related art" – тоже неплохо звучит. Для меня очень много зависит еще и от предмета разговора – конкретного проекта и т.д.

Кстати, насчет "трендов": самое последнее (и тупейшее) определение, которое я встречал, это "street-art", ставший еще и "новой художественной формой". Это так называемые: "аутодидактические пост-ситуационистские группы" (autodidact post-situationist groups) – они "забамбливают" улицы, зарисовывают или перерисовывают рекламные щиты, заимствуя эстетику политического активизма.

Ты рассчитываешь на какую-то реакцию, "обратную связь"?
Случается по-разному, ведь все происходит на улице. Каждый реагирует по-своему. Например, газеты могут свободно писать об этом в любой рубрике, так как они не ограниченны форматом "рецензия на выставку". Прохожий добавит что-то свое, кто-то допишет, что-то нарисует рядом – это так работает. И, конечно, моментом "обратной связи" будет такая ситуация, когда изображения удаляют, замазывая краской. То, что его уничтожают, по меньшей мере, это значит, что его видели.

Смотрите также:

http://aouw.org/ - the Art of Urban Warfare
http://www.space-invaders.com/ - Space Invaders
http://www.nothingness.org/SI/ - The Situationist International archives
http://www.polnoch.da.ru – Полночь века. Архив Ситуационистского Интернационала.

 
 
Есть идеи, напиши : barsuk-suk@mail.ru

Hosted by uCoz