|
Искусство
ведения войны в городских условиях
Так называемый public art – явление, крайне распространенное
сейчас в Европе и, вообще, на Западе. В России public art и его многочисленные
подвиды, к сожалению, до сих пор редкость, как в центральных районах мегаполисов,
так и в более индустриальных окраинных районах, городах-сателлитах – то,
что называется "сабурбии". "Привозные" проекты западных
художников специально адаптированные для России или, конкретно, для Москвы
– проходят незамеченными. Вторжения московских художников в региональные
центры ввергают неискушенную публику в шок и трепет.
Искусство, вышедшее на улицы, можно расценивать как реакцию
на элитарное современное искусство, запертое в галерейных стенах. Появление
этого феномена было, возможно, частично инспирировано теорией и практикой
Ситуационистского Интернационала, созданного в 1957 году во Франции представителями
наиболее радикальных художественных групп (по частоте упоминаний на сайтах
посвященных street art, public art СИ бьет все рекорды). На протяжении
последующих лет (СИ был распущен в 1972 году) ситуационисты разработали
достаточно оригинальную и всеобъемлющую критику современного общества
("общества спектакля"). Несмотря на то, что в СИ никогда не
состояло более нескольких десятков человек, ситуационисты сыграли достаточно
заметную роль в событиях 1968 года во Франции и ряде других стран. Идеи
ситуационистов относительно искусства, революции, повседневной жизни продолжают
оказывать заметное влияние на современную радикальную мысль и практику.
Программа ситуационистов включала в себя ряд принципов,
декларирующих универсальную жизненную установку, некоторые из них:
"сконструированная ситуация" - конкретно и произвольно
сконструированный посредством коллективной организации целостности окружения
и игры событий момент жизни;
"психогеография" - исследование точного воздействия,
преднамеренного или нет, географической среды, непосредственно воздействующей
на аффективное поведение индивидов;
"целостностный урбанизм": теория комплексного
использования искусства и техник интегрального конструирования среды в
динамическом соотнесении с поведенческими экспериментами.
(Дефиниции взяты из книги Ги Дебора "Общество спектакля",
Логос, М., 2000, - самопровозглашенного лидера Ситуационистского Интернационала.
Также в "Художественном журнале" №24 публиковались переводы
двух небольших текстов по психогеографии: Щеглов И. "Катехизис нового
урбанизма" и Дебор Ги "Введение в критику городской географии".
Адреса крупнейших интернет-ресурсов посвященных СИ даны в конце публикации.)
Феномен искусства, осуществленного на улицах (что здесь
принципиально), предлагается рассмотреть на примерах, представляющихся
наиболее интересными.
Проект Space Invaders – замкнутый, в большей степени "авторский".
На улицах городов в самых разных местах появляются изображения "инопланетного
пришельца", графически напоминающего героя компьютерных игр времен
"больших пикселей". Желающим поучаствовать в игре предлагается
купить стикеры на сайте проекта, и "свободно" расселять "пришельцев"
где угодно (поощрением являются очки за распространение). Также составляются
реальные карты "захваченных" городов с обозначенными местами
расположения "пришельцев".
Проект the Art of Urban Warfare ("Искусство ведения войны в городских
условиях") - начат около года назад - своеобразная "игра",
отданная в "открытый доступ", и ставшая популярной за счет отсутствия
авторства как такового, неограниченного числа участников и предельно простых
правил.
Искусство ведения войны в городских условиях
основные принципы в произвольном порядке
"Искусство ведения войны в городских условиях"
– это игра, которая ведется на улицах городов.
"Искусство ведения войны в городских условиях" – это игра, которая
осуществляется путем нанесения силуэтов на стены, используя спрей и трафарет.
Используемые трафареты имеют форму участвующих в боевых действиях солдатиков.
Размер трафаретов может быть разным, но из соображений синхронизации действий
предпочтителен размер листа А4.
Никаких ограничений в размещении. Солдатиков можно расставлять в любом
месте.
Основной принцип размещения – получить максимальный результат при минимуме
усилий.
Лучше поместить одного солдатика на видном месте, чем двадцать в незаметном.
В каждом городе есть "официальные игроки" (оплаченные муниципалитетом),
которые ликвидируют солдатиков всех сторон, размещенных в слишком открытых
местах. И именно умение правильно расположить солдатиков: на видном месте
и, одновременно, замаскировать их – делают игру более увлекательной и
интригующей, чем это может показаться на первый взгляд.
Маневры заключаются в следующем: солдатик размещается
на видном месте, и затем он непременно будет закрашен "официальными
игроками"; тогда следующим шагом будет расположить солдатика недалеко
от места предыдущей дислокации.
Визуальная составляющая игры заимствована из существующей мировой истории
войн.
Солдатики, используемые в игре, могут быть вырезаны из оригинального изображения
(фотографии, иллюстрации, репродукций классической живописи и т.д.).
Нет различий в достоинстве солдатика: ни по размеру, ни по форме. Автоматчик
из 21-го века, лучник 14-го века или народный ополченец с мечом – их боеспособность
уравнивается, солдатики оцениваются одинаково. Однако при ведении игры
не следует использовать солдатиков, сделанных по собственным эскизам.
Цель игры в том, чтобы оккупировать улицы военными, используемыми армиями
как камуфляж, цветами (зеленый, коричневый или синий) и за счет этого
сделать игру видимой остальным.
Солдатики, используемые в игре, должны стоять на ногах и иметь только
ручное оружие.
В игре не следует использовать самолеты, танки, лошадей, ракеты или любое
оружие, которое солдат не может переносить с собой. Использование изображений
тяжелой военной техники приведет к нежелательному дисбалансу установленной
иерархии между участниками игры.
Все солдатики должны иметь овальное основание (так выглядят игрушечные
солдатики), "подставку". Это обеспечивает упорядоченность изображений
и создает впечатление безобидных игрушек.
Правильное расположение солдатика – это ключевой элемент
игры.
Цель игры в том, чтобы сделать игру видимой для прохожего.
Существует три основных участвующих в игре команды, различаемые по цвету:
зеленая, коричневая и синяя.
Силуэт должен быть сделан одним цветом в соответствии с цветом выбранной
команды.
Униформированный, обеспеченный тремя цветами и упорядоченный вид солдатиков,
распространяемых разными игроками в разных городах, объединяет города
как части одного глобального игрового поля.
В игре следует избегать импровизированных авторских пометок и цветов.
Каждый участник игры сам выбирает команду и, соответственно, цвет солдатика
(зеленый, коричневый или синий).
Каждый солдатик наносится одним выбранным цветом. Использование одной
и той же краски упрощает игру.
Участники одновременно играют как друг с другом, так и друг против друга.
Чтобы захватить город игрок может сделать одного или более солдатиков.
Количество участников игры не ограничено.
Попытайтесь привлечь в игру других людей.
Члены команды рассказывают новичкам о правилах игры.
Чем больше игроков, тем заметнее на улицах факт существование игры.
Приветствуются большие команды (подразделения) игроков.
В начале игры понадобится упорство, чтобы сделать игру видимой, заметной
на улицах города.
Пусть это не останавливает вас.
Можно воевать коалициями, объединившись против другой команды (коричневый
и синий против зеленого, например).
Война состоит в захвате территорий, путем заполнения чужих территорий
своими солдатиками.
Битвы – это небольшие столкновения между разными сторонами, ведущиеся
на ограниченных поверхностях (две армии встречаются на маленькой стене
или двери здания).
Армия может состоять из независимых команд (подразделений), действующих
в разных городах разных стран.
Искусство ведения войны в городских условиях" – эта игра не знает
авторского права и никому не принадлежит.
Игра способствует движениям уличных интервентов, ведомых именем искусства.
Во имя искусства.
Не отчаивайтесь.
Победа близко!
Улицы принадлежат нам.
Интервью с одним из участников проекта "Искусство
ведения войны в городских условиях" (the Art of Urban Warfare) состоявшееся
по e-mail.
"Искусство ведения войны в городских условиях"
твой единственный "коллективный" проект?
Это один из самых больших "коллективных" проектов на данный
момент и самый "анонимный" – лишенный всех признаков авторства
того или иного участника, тем более меня. О нем трудно говорить как о
"коллективном". Это "ничей" проект.
В самом начале мне пришлось организовать несколько "стикер-кампаний",
прогулок и поездок в другие города, где я и мои попутчики "бомбили"
публичные места изображениями солдатиков наших команд, цветов.
"Коллектив", "группа", "сообщество"... Какой
"коллектив" или группа занимаются этим проектом? Я не знаю и
не могу перечислить или назвать участников.
Может быть вы уже участники "войны"? Может быть, у вас уже есть
"синяя" команда?
Ничего об этом не знаю.
Кто-то узнает о "войне" через сайт, но многие начинают играть,
просто узнав о проекте от друзей. Я общался где-то с 250-ю людьми, участвующими
в проекте, соответственно, игроков, по меньшей мере, в два раза больше,
плюс, какие-то города, о которых я вообще ничего не знаю.
Как долго ты "воюешь"?
"Война" началась более года назад и распространяется по миру
с огромной скоростью. Люди играют сейчас по всей Европе, и от Мексики
до Австралии. Швецияанглияфранциянидерландыгерманиячехияиталия и т.д.
Имеет ли этот проект политический смысл?
По поводу политики я могу сказать одно: "бои" начались в тот
момент, когда мир охватила паранойя, связанная с терроризмом: Америка
и Англия начинали военные кампании в Афганистане и Ираке. Я не назову
его откровенно политическим. Это не антивоенный проект, мне кажется, что
любой человек с нормально функционирующим мозгом против любых войн. Он
больше затрагивает тему сопротивления государству на уровне свободного
использования уличных, публичных пространств.
В добавление скажу, что "война" имеет и художественный смысл,
так как я художник, и когда-то начинал с граффити, занимался разного рода
"пабликспэйс-арт-измами" (publicspace-art-isms). Все же это
произведение искусства и оно должно быть достаточно "открыто"
для всех, чтобы играть, соучаствовать и играть с его значениями.
Такая затея может полноценно сработать только на улице.
Проект независимо "живет" на улице, но в галереях я стараюсь
делать вещи, которые показали бы всю энергию и угар работы на улице. И
указать на различия этих двух, раздельно существующих миров, которые я
пытаюсь объединить. Я ищу какую-то "золотую середину" между
этими двумя полями.
То, что выставляют в галереях так называемые "стрит-артисты",
выглядит наивно и плоско. Совсем немногим художникам "с улицы"
удается сделать что-то интересное.
Как можно назвать то, чем ты занимаешься?
Трудно говорить о терминах. В принципе я предпочитаю не "вешать ярлыков",
но на практике это может называться – "urban intervention art".
Вообще многое зависит от того, с кем я разговариваю. Говоря о своих работах
с "уличными" парнями, я не могу ссылаться на историю искусства,
современное "галерейное" искусство. Это то чего нет в их деятельности,
многие художники, работающие на улице вне контекста современного искусства,
тем более истории искусства. Разговаривая с куратором или галеристом,
я не упоминаю какие-то, неизвестные ему, реалии из "уличной"
практики.
Я хотел бы сформулировать нечто общее для этих разных областей, контекстов.
Обнаружить какие-то связи между ними.
Но, в принципе, все знают о граффити, поэтому "graffiti-related art"
– тоже неплохо звучит. Для меня очень много зависит еще и от предмета
разговора – конкретного проекта и т.д.
Кстати, насчет "трендов": самое последнее (и
тупейшее) определение, которое я встречал, это "street-art",
ставший еще и "новой художественной формой". Это так называемые:
"аутодидактические пост-ситуационистские группы" (autodidact
post-situationist groups) – они "забамбливают" улицы, зарисовывают
или перерисовывают рекламные щиты, заимствуя эстетику политического активизма.
Ты рассчитываешь на какую-то реакцию, "обратную связь"?
Случается по-разному, ведь все происходит на улице. Каждый реагирует по-своему.
Например, газеты могут свободно писать об этом в любой рубрике, так как
они не ограниченны форматом "рецензия на выставку". Прохожий
добавит что-то свое, кто-то допишет, что-то нарисует рядом – это так работает.
И, конечно, моментом "обратной связи" будет такая ситуация,
когда изображения удаляют, замазывая краской. То, что его уничтожают,
по меньшей мере, это значит, что его видели.
Смотрите также:
http://aouw.org/ - the
Art of Urban Warfare
http://www.space-invaders.com/
- Space Invaders
http://www.nothingness.org/SI/
- The Situationist International archives
http://www.polnoch.da.ru – Полночь
века. Архив Ситуационистского Интернационала.
|
|